Причины перегрева подшипников
В процессе эксплуатации подшипникового узла происходит его нагрев от рассеиваемой тепловой энергии и внутреннего трения. В комплексе это создает определенный температурный фон, который в диапазоне до +65°С считается нормальной рабочей температурой. При таких условиях подшипник работает стабильно, смазка расходуется равномерно, детали изнашиваются в расчетном режиме. При повышении температуры до +90°С это все еще находится в пределах нормы, но уже на критическом пределе, когда износ рабочих деталей и расход смазки увеличивается в 2-3 раза. Перегрев подшипника не возникает просто так – этому предшествуют определенные признаки, с которыми мы будем разбираться.
1. Дефект монтажа
Основная причина повреждения рабочих поверхностей подшипниковых узлов . Дефекты монтажа подразумевают такие нарушения:
- несоблюдение соосности вала и отверстия;
- осевое смещение вала;
- избыточная запрессовка на валу или в корпусе.
2. Проблемы со смазкой
В эту группу попадает не столько некачественная смазка (масло или консистентная паста), сколько несвоевременная замена, загрязнение пылью и металлическими струпьями, попадание воды и пр.
3. Недостаток или избыток смазки в подшипнике
Понятно, что это проблемы не самого материала, а квалификации лица, производящего обслуживание узла. И нехватка, и избыток смазки одинаково плохо влияют на работу и приводят к перегреву.
4. Неправильный выбор смазочного материала
Еще одна проблема недостатка квалификации. При которой выбирают не тот тип смазки: не рассчитанный на определенные температуры и режим работы, не имеющие необходимых присадок, не подходящие под конкретные параметры подшипника и т.д.
5. Износ подшипника
Причины самые разные – от естественного износа (окончания расчетного рабочего ресурса) до преждевременного старения узла по причине ошибок монтажа, несвоерменной замены смазки и пр.
«Львиная» доля проблем, как видно из списка, приходится именно на смазку. Это самое важное условие качественной эксплуатации подшипника.
Регулярная замена смазки, даже при ее достаточном количестве, необходима. В процессе работы масло загрязняется продуктами износа, пылью, насыщается влагой, все это приводит к увеличению коэффициента трения, повышенному износу, нагреванию, изменению конструкции и до полного уничтожения. Даже самый дорогой и качественный материал необходимо обновлять. Если для смазывания используется масло, его обновляют не реже 1 раза в 2-3 месяца работы, консистентные смазки реже, твердые – не чаще 1 раза в год на высоконагруженных узлах.
Что касается количества смазки, она должна занимать от общего объема:
- 2/3 при частоте вращения до 1500 об/мин;
- 1/2 при частоте вращения свыше 1500 об/мин.
При недостатке объема подшипник перегревается, так как не все поверхности смазаны и детали работают в «сухую». При избытке увеличивается гидравлическое трение, снова перегрев и износ.
Выбирая тип смазки, первое, на что обращают внимание – коэффициент вязкости. Этот параметр прямо пропорционален нагрузке и температуре и обратно пропорционален скорости вращения. Иными словами, если подшипник работает при высокой температуре и чрезмерных нагрузках, показатель вязкости выбирают самый высокий, и наоборот.