Антиокислительные и антикоррозионные присадки к маслам

Антиокислительные присадки снижают окисление масла кислородом при воздействиях высоких температур. При рациональном сочетании антиокислителей и детергентов производителям удается существенно снизить рост вязкости масла, а также увеличить время его бессменной работы.


Моторное масло в процессе работы постоянно контактирует с различными конструкционными материалами, из которых сделаны детали двигателя и продуктами их изнашивания. Повышение уровня форсирования современных двигателей приводит к значительному повышению температурных условий их работы, а снижение расхода масла на угар к резкому возрастанию содержания в нем металлов (преимущественно меди и свинца). При этом значительно повышается роль гомогенного каталитического окисления в процессе старения моторных масел, предназначенных для современной техники. В этих условиях многие традиционно использовавшиеся в маслах антиокислительные присадки оказываются недостаточно эффективными.

Антикоррозионные присадки применяются для защиты от коррозии антифрикционных сплавов со свинцом, оловом или медью методом создания пленок на втулках, вкладышах подшипников и иных деталях элементах авто. Многие авто чувствительны к маслам, например для минивенов — Toyota Alphard, Mercedes-Benz Vito важно качество заливаемого масла.

Коррозионная агрессивность нефти и нефтепродуктов обусловлена несколькими причинами. Так, в состав нефти обычно входит сера — как в свободном состоянии, так и в виде соединений — меркаптанов, сероводорода, сульфатов, сульфидов, дисульфидов, тиофенов и тиофанов, имеющих большую коррозионную агрессивность.

Другой причиной, вызывающей коррозию деталей автомобилей, могут быть агрессивные продукты окисления смазочных масел. Образование в масле низкомолекулярных кислот (муравьиной, уксусной, масляной) приводит к коррозии металла уже при комнатной температуре.

И, наконец, коррозия деталей может быть также вызвана присадками химически активных веществ, содержащих серу, хлор, и другие активные элементы, добавляемых в смазочный материал для повышения его противозадирных свойств.

Основные задачи борьбы с химической коррозией решаются в процессе разработки смазочных масел путем оптимизации состава и выбора соответствующих концентраций компонентов, базовых масел и присадок. Поэтому неработавшие масла обычно не вызывают повреждения поверхностей металла. В процессе эксплуатации функции антикоррозионных агентов выполняют другие типы присадок (антиокислительные, детергентно-диспергирующие и др.), способные предотвращать образование коррозионно-агрессивных продуктов окисления или нейтрализовывать вредное влияние кислых продуктов.

Для борьбы с электрохимической коррозией используют маслорастворимые ингибиторы коррозии. Эти присадки, обладая свойствами поверхностно-активных веществ (ПАВ), способны увеличивать смачиваемость маслами металлов, способствуя, тем самым, проявлению эффекта вытеснения воды с их поверхности и придания им гидрофобных (водоотталкивающих) свойств.


Написать комментарий

Самые мовременные навинки автопрома и немного истории | Жидков Александр