Ксенон – один из инертных газов, без цвета и запаха. В небольшом количестве содержится в атмосферном воздухе. Может выделяться некоторыми минеральными источниками. В разрядных устройствах светится голубоватым светом. Получают ксенон как побочный продукт при разделении воздуха на азот и кислород или при получении жидкого кислорода. Ксеноновая лампа для автомобиля появилась в 1992 году. Создана известной американской компанией PHILIPS. Первыми лампами для автомобилей были газовые пропановые лампы. Затем появились лампы накаливания, их сменили галогенные лампы. Ксеноновые лампы – инновационные источники света.
Изначально ксеноновые лампы использовались для освещения улиц, в кинопроекторах на съемочных площадках и стадионах. Нашли применение в оптических приборах. Последние годы стали применяться в автомобильных фарах. Главное отличие ксеноновых ламп в том, что они не имеют нити накаливания. Свет появляется в результате свечения электрической дуги, возникающей между двумя вольфрамовыми электродами. Электроды находятся внутри стеклянной колбы, заполненной, наряду с ксеноном, другими инертными газами и парами ртути. Ксеноновые лампы характеризуются следующими показателями:
- Цветовая температура - это условная отметка на специальной шкале Кельвина «цвета света», оптимальной считается температура 4100 – 4400 К
- Индекс цветопередачи - демонстрирует, насколько различимы другие цвета в световом потоке
- Интенсивность светового потока - аналогичен яркости светового потока, подчеркивает значение (большее или меньшее) физического значения излучения.
Ксеноновые лампы имеют свои преимущества и недостатки в сравнении с галогеновыми лампами. К достоинствам можно отнести следующее:
Спектр света максимально приближен к обычному дневному солнечному свету. Цветовая температура солнца 5000 – 6000 К, а ксеноновых ламп 4400. Освещение в данном случае более естественное и комфортное. Яркость освещения в два с лишним раза выше галогеновых. Лампы экономичны, значительно сокращают потребление энергии. Энергопотребление ксеноновой лампы составляет 35 Вт, галогеновой соответственно 55 Вт. Имеют более длительный срок службы, в 10 раз больше галогеновых. При использовании ксенона снижается нагрузка на зрительный аппарат водителя. Улучшается видимость в любую погоду (туман, осадки) и в ночное время. Ксеноновые лампы способствуют более безопасному движению и снижению аварийных ситуаций на дорогах. Устанавливать следует предварительно изучив электрическую схему автомобиля ВАЗ, на которую будет производится установка.
Недостатки ксеноновых ламп
Прежде всего, считается дороговизна самих ламп. Кроме того, при замене одной лампы желательно менять вторую, иначе излучаемый свет будет разным. Дело в том, что по истечении 200 часов работы меняется спектр ксенона. Цвет лампы становится беловатым. Далее, необходимо иметь дополнительное дорогостоящее оснащение отдельным блоком розжига (балласта). Требуется установка автоматического корректора для регулирования ослепляющего действия фар. С этой же целью устанавливается омыватель фар, например посмотрите Схему ВАЗ 2107.
Изначально имелась сложность при установке и регулировании дальнего и ближнего света. С появлением, так называемых ламп Биксенон типоразмера Н4, данная техническая проблема была решена. При необходимости ксеноновые лампы можно демонтировать и восстановить прежние галогенные лампы. И, наоборот, вместо обычных можно подобрать и установить ксеноновые лампы. Американские и японские производители современных автомобилей выпускают с конвейера некоторые марки машин сразу с ксеноном.
ГИБДД РФ предупреждает, что водители, использующие газоразрядный источник света в фарах, не предусмотренных конструкцией самого автомобиля, могут лишиться прав сроком на один год. Такая установка расценивается как правонарушение. Контроль будет проводиться во время планового техосмотра автомобиля и во время надзора за дорожным движением. Подробнее ознакомиться с информацией можно на официальном сайте Департамента обеспечения дорожного движения.При покупке ксеноновых ламп стоит быть осторожнее, часто продаются подделки престижных ламп. Взвесив все достоинства и недостатки ксенона, право выбора в любом случае остается за водителем.
Посмотрите в заключении видео по данной теме: